Все о коррупции. как бороться с коррупцией? меры по профилактике и уровень коррупции в странах мира

Мировая практика борьбы с коррупцией

Со второй половины XX века чиновники возвели борьбу со взяточничеством в ранг государственной политики. К 2020 году противодействие коррупции в ряде стран вышло на новый уровень.

США. В Соединённых Штатах Америки за коррупционные схемы предусмотрены штрафы в тройном размере или тюремное заключение от 15 лет. Существует специальный этический кодекс. Для государственных должностей нет никакого иммунитета — любой чиновник легко привлекается к уголовной ответственности, пусть и в особом порядке.

Ограничивается право государственного служащего на заработок по совместительству — его размер не должен превышать 15% оклада, причем ограничение действует в течение двух лет после увольнения.

Сингапур. Центральное звено противодействия взяткам в Сингапуре — Бюро по расследованию случаев коррупции. Этот независимый орган проверяет действия чиновников, ищет слабые звенья в системе управления и пытается их устранить. Отчетность строго контролируется у всех должностных лиц. Административные барьеры и излишняя бюрократия устраняется.

В Финляндии строгий общественный контроль: высокая свобода СМИ, прозрачность и гласность принятия решений должностными лицами, компактность административной системы и достойная зарплата чиновников.

Куда сообщить о коррупции

Как показывает мировой опыт, достичь реальных результатов в борьбе с коррупцией можно только приобщив всех граждан к этому делу. В большинстве случаев собрать достаточно доказательств и наказать преступника получается лишь благодаря сообщениям простых граждан. Поэтому каждый должен знать, куда сообщать о коррупции. С устным или письменным заявлением следует обратиться в ближайшее отделение полиции. Также можно подать заявление в прокуратуру или суд.

Для государственных и муниципальных служащих важно помнить, что сообщение о коррупции – их прямая обязанность, а ее невыполнение – правонарушение. Даже если сообщение о коррупции не подтвердится, сообщивший не несет за это ответственности – только если сообщение не было заведомо ложным

И все же для тех, кто чего-то опасается, можно сообщить о коррупции анонимно, с помощью телефона доверия соответствующего региона или письмом по почте

Даже если сообщение о коррупции не подтвердится, сообщивший не несет за это ответственности – только если сообщение не было заведомо ложным. И все же для тех, кто чего-то опасается, можно сообщить о коррупции анонимно, с помощью телефона доверия соответствующего региона или письмом по почте.

Коррупция – система, в которую тем или иным образом включается все общество, и для эффективной борьбы с ней также необходимо участие всех активных членов общества. Первый шаг – разработка законодательной базы – уже сделан, теперь перед всеми гражданами стоит задание отказаться от искушения «упростить» себе жизнь очередной взяткой. Коррупция – одна из главных препятствий на пути к развитой экономике и обществу, и без ее устранения не обойтись.

Масштабы зла в советскую эпоху

Немногие знают, что с приходом к власти большевиков коррупция в системе государственного управления никуда не исчезла. В качестве примера можно привести туманную историю с закупкой паровозов за границей. Большевики на 200 млн золотых рублей планировали приобрести порядка 1000 локомотивов. Продавцом числился один из шведских заводов, который, справедливости ради, в год выпускал не более 40 паровозов в год. Причем коммунисты знали, что на железнодорожных полотнах родной страны из-за нехватки топлива простаивают порядка 1000 рабочих локомотивов. В итоге для государственных нужд были экспроприированы церковные ценности, которые израсходовались отнюдь не на продовольствие, а на закупку ж/д составов. Несмотря на то что взяточничество в первые десятилетия СССР было явлением нередким, оно приравнивалось к контрреволюционной деятельности и виновные в нем приговаривались к расстрелу. Процветало мздоимство и в правоохранительной системе.

Чекисты получали за свою работу невысокую зарплату, и нередко за определенную мзду шли на должностные преступления.

Наиболее коррумпированные сферы

Transparency International — неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию ее уровня по всему миру; ежегодно публикует отчёт, где представлены результаты исследования, а также рассчитан «Индекс восприятия коррупции» практически для всех стран мира.

Согласно отчёту Transparency International, в таких странах, как Украина, Казахстан и Россия, многие граждане признаются, что они не только хоть раз в жизни были вынуждены дать взятку, но и также регулярно вынуждены платить так называемые «благотворительные» взносы.

В отчёте «Барометр мировой коррупции» сообщается, что взяточничество особенно процветает в органах государственной власти, в сфере госзакупок, в образовании, в здравоохранении, в правоохранительных органах, в таможенных органах, в полиции, в судах, в вооружённых силах, в строительстве и в спорте. Более того, оказалось, что даже среди священнослужителей есть коррупция. Результаты исследований продемонстрировали, что она успешно развивается также и в сфере ЖКХ.

«Застойные» времена

Коррупция не обошла стороной и брежневскую эпоху. Ее подпитывал сам стиль управления Леонида Ильича. Он часто расставлял своих людей на высоких должностях, смотрел сквозь пальцы на поведение своих родственников и просил своих коллег проявлять мягкость по отношению к ним. Через некоторое время обиход советского человека пополнился словом «блат», которое наделяло его обладателя некими преимуществами перед остальными. Если человек имел нужные связи, то он всегда мог достать дефицитный товар или имел доступ к другим благам. Вместе с тем борьба с коррупцией в России сорок лет назад осуществлялась весьма оригинальным способом: факты мздоимства детальным образом освещались в юмористических программах и фельетонах. Даже громкие скандалы (хлопковое дело, рыбное дело) не попадали на страницы советской прессы.

Как обстоят дела с коррупцией в России?

Борьбе с коррупцией в России долгое время не уделялось достаточного внимания. В 2008 году президент РФ утвердил первый Национальный план противодействия коррупции.

Разработка основных положений государственной антикоррупционной политики и пакет законов строились на трёх основных принципах:

  1. Меры по противодействию коррупции должны быть органичной частью политики государства по изменению негативных тенденций в государственном и хозяйственном управлении, сформировавшихся за предыдущие десятилетия, и должны быть просчитаны с точки зрения последствий.
  2. Принимаемые правовые положения должны не только сформировать механизм противодействия коррупции, но и содержать импульс для его дальнейшего развития.
  3. Новые правовые нормы должны «вписываться» в правовую систему Российской Федерации, «не ломать» ее и не вносить чуждые для нее элементы, а также быть реально выполнимы.

В конце 2008 г. приняли пакет антикоррупционных законов. С него начался этап создания законодательных основ противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы России. В пакет законов вошли:

  • Федеральный закон «О противодействии коррупции»;
  • Федеральный конституционный закон, вносящий изменения в ст. 10 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»;
  • два федеральных закона, вносящих изменения в почти 30 федеральных законов.

7 мая 2013 был принят Федеральный закон № 79-ФЗ. Он ввёл запрет на владение счетами и хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами РФ, пользование иностранными финансовыми инструментами для отдельной категории лиц.

Современный этап реализации государственной антикоррупционной политики направлен прежде всего на организацию исполнения Федерального закона «О противодействии коррупции», соответствующих указов Президента Российской Федерации и других нормативных правовых актов Российской Федерации по созданию действенного механизма противодействия коррупции.

Некоторые эксперты считают, что результат противодействия коррупции к 2020 году далеко не идеален

Обратите внимание на статистику, приведённую в первой части статьи. Сказываются отсутствие строгой системы отбора кадров, непрозрачность отчетности и перегруженный бюрократический аппарат.

Есть мнение, что России следует перенимать опыт, характерный для Сингапура и ряда других азиатских стран: упрощать бюрократические процедуры, строго следить за действиями госслужащих и надзирать за соблюдением антикоррупционного законодательства и этических норм.

Сочинение по теме «Коррупция»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мульминская средняя общеобразовательная школа Высокогорского района Республики Татарстан»

Высокогорский район

Ахмитянова Азалия Евгеньевна

10 класс

Тема сочинения «Я против коррупции»

Учитель: Халиуллина Марина Вячеславовна

В стране, которую мы любим, и хотим, чтобы она процветала, царят власть, деньги, воровство, разврат, насилие, коррупция. И я хотела бы поделиться своим мнением об одной из этих проблем, о коррупции.

Коррупция — это одна из серьезнейших проблем нашего общества. Каждый из нас знает, что это такое, и, возможно многие уже на практике сталкивались с взяточничеством. Чаще всего под коррупцией подразумевают получение взяток, незаконных денежных доходов ради личного обогащения. Участниками коррупционных отношений являются не только государственные чиновники, но и менеджеры фирм, предприниматели. Предмет взятки — это не только деньги, но и ценные бумаги, недвижимости, подарки. Любой человек сообразит, что коррупция могла появиться ещё в первобытнообщинном строе при развитии примитивного обменного рынка. И была она такой же примитивной: вождю приносилась рыба и шкуры получше и побольше, остальным похуже и поменьше. Наверное, поэтому к власти рвались все, а из истории известно, что из царей в садовники перешел лишь один Гай Аврелий, который, собственно, этим и прославился.

Не удивительно, что мы так плохо живём. Ведь хорошо живут чиновники, чей мир скрывается от наших взоров за десятиметровыми заборами, колючей проволокой и десятками обученных охранников и собак. Увидев этот мир изнутри, мы смогли бы увидеть много весьма интересного, далеко не вяжущегося с официальными данными их финансовых отчетов.

А ещё поменялись нравственные ориентиры, на первое место вышли деньги, а не духовная ценность. В современном обществе тот, кто владеет деньгами, владеет миром. Иногда даже чувствуешь свою беспомощность. Видишь, что зло побеждает добро, безнравственность одерживает победу.

Люди настолько привыкли давать и брать взятки, что коррупция стала частью их жизни — за те или иные услуги должностным лицам преподносятся подарки, делаются ответные услуги, выигрывают тендер и получают выгодный заказ, получают отсрочку от армии, за определенную сумму денег устраиваются на работу, прекращаются уголовные дела, поступают учиться в престижные вузы, предлагают деньги, чтобы решить свои дела быстро. Часто это проще, нежели ждать разрешения дел на общих основаниях. Но я знаю, что не все люди, попадая в такие ситуации, решают свои вопросы путем дачи взятки. Это на мой взгляд правильно. Как показывают исследования, около 30% граждан принципиально не дают взяток. Конечно, это потребует больше сил и времени, но нерешаемых законным способом проблем не бывает, и начинать здесь нужно, прежде всего, с самого себя.

Люди должны знать, как страшна коррупция. Во-первых, она меняет сознание людей, и люди начинают считать, что всё в этом мире зависит от денег, что можно купить всё. А значит, всё продаётся: и любовь, и честь, и совесть, и даже Родина. Во-вторых, давая взятку кому-либо, мы сами приучаем чиновников к тому, чтобы они их ждали и требовали. «Берущие» взятки даже не знают, откуда и как находятся средства у «дающих». И недаром есть выражение «Если хочешь изменить мир, начни с себя». Так давайте же всем миром искоренять эти явления! Бездействуя, не борясь с беззаконием, а сами участвуя в нем, мы порождаем страшную силу — коррупцию.

Так давайте же вместе бороться с ней, а не молча уходить, не имея денег или молча передавать деньги коррупционеру, имея соответствующую сумму, ведь, наконец, мы вправе обратиться в соответствующие органы с заявлением о привлечении к уголовной ответственности лица, вымогающего у нас взятку, в котором нужно подробно изложить обстоятельства вымогательства взятки. Давайте честно и добросовестно выполнять свою работу, свои должностные обязанности, будем вместе противостоять коррупции! И я верю, что в дальнейшем мы сможем одолеть её, и жизнь станет намного легче, лучше!

Классификация

Эксперты условно вычленяют два вида мздоимства: мелкий (повседневный, низовой) и крупный (элитарный, вершинный). В первом случае коррупция носит бытовой характер, когда в повседневной жизни человек на месте решает возникшие проблемы. Речь идет, например, об оплате штрафов на руки сотрудникам ГИБДД, конвертах, которые адресуются руководителям медицинских учреждений в качестве благодарности, денежных вознаграждениях, которые передаются нотариусам за ускорение процесса по оформлению документов.

Уже мало кто удивляется тому, что низовая коррупция прочно вошла в жизнь современного человека. Львиная доля преступлений совершается именно на этом уровне. Однако это вовсе не значит, что борьба с коррупцией МВД России сосредоточена именно на низовом секторе.

Недюжинные усилия сыщики предпринимают, чтобы уличить во взятках представителей верхушки власти. Привлечь их к ответственности порой очень трудно, поскольку они имеют высокий социальный статус, в результате чего они могут пользоваться определенными привилегиями. Их противоправные деяния зачастую совершаются путем запутанных схем, и раскрутить дело в этом случае может только опытный сыщик. Кроме того, ущерб от преступной деятельности высокопоставленных чиновников исчисляется многими миллионами рублей. Коррупционные схемы наверху рождаются в специфических видах госдеятельности, поэтому необходимо уметь досконально в них разбираться, чтобы виновные понесли заслуженное наказание.

Зарубежный опыт и взаимодействие со СМИ

Нельзя отрицать тот факт, что в последнее время российские СМИ стараются тщательно замалчивать сведения о некоторых экономических махинациях тех или иных должностных лиц. Такие дела освещаются крайне неохотно. Стоит ли говорить и о возможных коррупционных действиях многих других лиц, до сих пор занимающих высокопоставленные должности?

Как должны работать СМИ? Во-первых, информация должна подаваться в независимой форме, в полном соответствии со всеми достоверными данными. Речь должна идти и о таком явлении, как предупреждение коррупции: все-таки борьба должны быть направлена на источник, а не на результат

Во-вторых, СМИ должны обращать внимание на зарубежный опыт. Следует учитывать политику тех стран, что на данный момент, согласно составленным рейтингам, являются наименее коррумпированными государствами Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Исландия и т

д. В этих странах и вовсе отсутствует такое явление, как коррупция в правоохранительных органах. Статистика показывает, что подобного результата представленные страны смогли добиться не путем репрессий и жестоких наказаний, а путем разрушения самих факторов, способствующих коррупции. Что это за факторы? Это бедность среди населения, плохое качество услуг, отсутствие социальных лифтов и т. д. Эффективность представленного метода легко подтверждается сравнением заработных плат в России и, например, в Дании. Средний доход полицейского в Дании составляет порядка 5 тыс. евро, в России же — максимум 500 евро. Здесь стоит отметить один простой факт: тот же рейтинг коррумпированных стран наглядно иллюстрирует, что чем ниже уровень благосостояния граждан в государстве, тем больше происходит экономических преступлений.

Таким образом, власти Российской Федерации в борьбе с коррупцией должны обращать внимание в первую очередь на зарубежный опыт успешных стран. Роль СМИ здесь также очень важна

Граждане России должны наблюдать за тем, как основные формы коррупции в деятельности правоохранительных органов побеждаются путем качественной и эффективной политики государства. Народ должен знать причину коррупции, то, из-за чего это явление в принципе существует и приобретает все больший объем.

Мифы о коррупции

Статья 20 Конвенции ООН против коррупции

Основная статья: Статья 20 Конвенции ООН против коррупции

Суть мифа: Россия отстаёт от «цивилизованных стран», так как ею не была ратифицирована статья 20 Конвеции ООН против коррупции («Незаконное обогащение»).

Формально Россия ратифицировала конвенцию еще в 2006 году полностью, без изъятия статьи 20. Специфика ситуации в том, что статья 20 не была внедрена в законодательство РФ, но при этом она была ратифицирована, так как была ратифицирована вся конвенция. Это объясняется тем, что в России действует такой базовый принцип демократического права как презумпция невиновности, которой противоречит данная статья.

Россия как страна-подписант Конвенции следует по пути ведущих стран Запада — принят ряд антикоррупционных законов, которые обязали чиновников декларировать свое имущество в открытом доступе, а банки и нотариусов сообщать в органы правопорядка информацию об отмывании доходов. Для борьбы с незаконным обогащением этих механизмов вполне достаточно и добавление в Уголовный Кодекс статьи о «незаконном обогащении» не дало бы правоохранителям дополнительных преимуществ.

Наконец, ряд ведущих стран Запада подписали конвенцию позже России, а другие страны из того же лагеря также как и РФ не стали менять свое законодательство под статью 20. К первой группе относятся такие страны как Германия, Новая Зеландия и Япония и т. д., ко второй — Нидерланды, Италия, США, Швейцария, Норвегия и т. д.

Дворец Путина

Таким образом, в целях пропаганды стоимость «дворца» была завышена чуть ли не втрое, плюс были намерено затенены факты об отсутствии вложения бюджетных средств в строительство и продаже частному лицу.

Русский мост

Основная статья:

Выявление факта коррупции не обходится без использования оппозиционерами приёма несопоставимого сравнения — в данном случае, когда стоимость возведенного в России объекта сравнивается со стоимостью зарубежного якобы «аналога». Отечественный аналог предсказуемо оказывается дороже и на основании этого делается вывод о масштабах воровства.

Так поступили, например, оппозиционеры Борис Немцов и Владимир Милов в своем докладе «Путин. Итоги. 10 лет», сравнив мосты на остров Русский с французским и китайским «аналогами»:

Одно только строительство двух мостов на остров Русский через бухту Золотой Рог и через пролив Босфор Восточный обойдётся более чем в $2 млрд. При этом суммарная длина мостов меньше трёх километров. Для сравнения: за $2 млрд китайцы построили Мост через залив Ханчжоувань длиной 35,6 километра, а аналогичный по длине мост во Франции обошёлся в €394 млн.

Естественно, эксперты «забыли» учесть некоторые сложности строительства российского моста:

  • ветровые нагрузки до 51 м/cек на высоте 70 м,
  • сейсмическая активность до 8,1 баллов по шкале MSK-64,
  • сложная геология и гидрогеология,
  • низкие температуры до −31°С,
  • возможное воздействие на островок и опоры нагрузок от навала судов водоизмещением до 66000 тонн и льда толщиной до 80 см,
  • прокладка водопровода,
  • у китайского моста основной пролёт 448 метров, что более чем в 2 раза меньше длины пролёта моста на о. Русский — 1104 м.
  • французский «мост» технически вообще не является мостом, это виадук над твердой поверхностью, архитектурно стилизованный под мост.

В России самые дорогие в мире дороги

Миф возник, когда либеральные «эксперты» стали делить затраты на строительство на длину построенной дороги. Сравнивая полученную таким образом «среднюю» стоимость километра оказалось, что в России дороги в разы дороже чем в других странах.

На самом деле разница возникает из-за ряда различий: в России учитываются все затраты, в том числе на выкуп земли, перенос зданий и инженерных сооружений и т. п.; выше требования по морозоустойчивости; больше расстояния доставки строительных материалов; холодный климат требует больших энергозатрат и трудоемкости; разница в геометрических размерах дороги согласно стандартов; разный размер НДС. Кроме этого каждое строительство уникально и между разными стройками даже внутри одной страны цена «среднего» километра может изменяться в разы за счёт: разного ландшафта; жилой застройки; необходимости строительства мостов, тоннелей и других сооружений. После того, как эти различия были учтены, то оказалось, что в России строят дороги не так уж дорого.

Коррупционные преступления в России и мире

Сомали, Южный Судан и Сирия в топе — там и шагу нельзя ступить, не дав взятку. Хороший пример подают Дания, Новая Зеландия, Сингапур, Финляндия и ряд других скандинавских стран — они преуспели в борьбе с коррупцией.

По информации Росстата, потери страны от коррупционных схем доходят до 25–48 % ВВП. Эти цифры растут с каждым годом — так, еще в 2011 потери были равны 7%.

Наибольший вред наносит коррупция в государственных органах. Согласно анализу судебной практики по коррупции, она затрагивает такие сферы:

  • госзаказы и госзакупки;
  • выдача разрешений и сертификатов;
  • правоохранительные органы;
  • регулирование земельных отношений;
  • строительство.

Уровень и рейтинг коррупции в странах мира

Коррупция – интернациональная проблема, и практически каждая страна в мире сталкивается с ней в том или ином масштабе. Уровень коррупции в странах мира в 2018 году тесно связан с уровнем политических и экономических показателей государства. Это объясняется правовой культурой населения, эффективностью правоохранительной системы, образованности и обеспеченности населения.

Согласно последнему Рейтингу восприятия коррупции, опубликованному в 2017 году, список наименее страдающих от коррупции стран возглавляет Дания, и первая десятка выглядит так:

  1. Дания.
  2. Новая Зеландия.
  3. Финляндия.
  4. Швеция.
  5. Норвегия.
  6. Швейцария.
  7. Сингапур.
  8. Нидерланды.
  9. Люксембург.
  10. Канада.

Наиболее коррумпированные страны – преимущественно находящиеся в Африке, а также несколько азиатских и южноамериканских стран.

Высокие результаты западных стран объясняются многолетним опытом борьбы с коррупцией и построения демократических государств с гражданским обществом. Наказания за коррупцию в этих странах колеблются от штрафов до тюремного заключения сроком 15 лет.

Наибольший интерес представляет опыт борьбы с коррупцией стран Азии, многим из которых удалось за очень короткий срок развить экономику и общество до западного уровня. При этом коррупция была одной из главных проблем на их пути, поэтому избранная стратегия противодействия в большинстве стран была особенно жесткой, вплоть до казней и заключений на длительный срок.

Но сегодня некоторые азиатские страны – лучший пример прозрачности. В Южной Корее используется система контроля через интернет, и практически каждый совершеннолетний гражданин вправе начать расследование о коррупции. Антикоррупционная система Сингапура концентрируется на предотвращении коррупции: соответствующий орган анализирует недостатки в госструктурах и корпорациях и указывает на них еще до того, как они будут использованы нечестным путем.

Коррупция после распада СССР

В 90-е годы, когда власть в стране вновь поменялась, взяточничество продолжало парализовать многие институты человеческого бытия. При этом оно трансформировалось в некую форму полуоткрытого грабежа и откровенного рэкета.

Этому способствовали следующие негативные факторы: несовершенная законодательная база, ослабление функций государственных институтов, «удешевление» норм морали в обществе. Лихие девяностые породили бандитизм и произвол, который начал творится в системе государственного управления. Просто ужасающей в одночасье стала коррупция в России. Борьба власти на тот момент с мздоимством была явно бесперспективной. Постепенно на передний план вышел класс олигархов, который и принимал впоследствии важнейшие политические решения в стране, понятно, исключительно в своих интересах. Естественно, история борьбы с коррупцией в России в 90-е годы не закончилась.

Что говорит судебная практика?

Обратите внимание на небольшую подборку судебной практики из мировой и российской практик (Таблица 1).

Таблица 1. Судебная практика коррупционных дел в России и мире.

Страна

Описание дела

Швейцария

В мае 2015 года швейцарские власти прознали, что 14 чиновников из ФИФА замешаны в отмывании денег, растратах и договорных матчах. Это тянулось четверть века. Из-за скандала президенты ФИФА Йозеф Блаттер и УЕФА Мишель Платини ушли в отставку. В общей сложности спортивные чиновники получили более $150 млн.

Южная Корея

Южная Корея регулярно ловит чиновников на взятках, но каждый раз находятся смельчаки, которые думают, что способны перехитрить систему. В конце 2016 года президента страны Пак Кын Хе отстранили от должности. Она предоставляла доступ к секретным документам подруге, которая вымогала деньги у крупных южнокорейских корпораций и переводила их на счета некоммерческих фондов. Таким образом было получено $70 млн.

Россия

Наиболее громкий случай борьбы с коррупцией в России произошел, когда в апреле 2019 года поймали главу второго отдела управления «К» полковника Кирилла Черкалина. За 9 лет он «заработал» на пять квартир, два загородных дома, шесть земельных участков, 14 объектов нежилой недвижимости и две машины. Ну и, конечно, не будем забывать про 800 млн рублей, 72 млн долларов и 8 млн евро, что хранились у родителей.

Деятельность несистемной оппозиции

Основная статья: Фейлы оппозиции

Главным лозунгом российской белоленточной оппозиции является бескомпромиссная борьба с коррупцией в России: по их мнению, это главная проблема в стране. Согласно утверждениям оппозиционных лидеров, Россия поражена коррупцией полностью, и уровень поражения с каждым годом всё возрастает.

В своей «борьбе» с коррупционерами оппозиция использует принятые властями законы. Так, например, известный проект «Роспил» существует исключительно благодаря подписанному Путиным в 2005 году закону 94-ФЗ, а истории с нахождением зарубежной недвижимости у политиков стали возможны только после запрета последним иметь недекларированное имущество за рубежом.

Причины и истоки коррупции

Коррупция так же стара, как и само общество. Со времен появления социального неравенства власть имущие не упускали возможности злоупотребить своим положением. Такая проблема среди бюрократов упоминается даже в источниках Древнего Египта и Месопотамии. Борьбу с нечестными чиновниками в России начал еще Иван ІІІ, но, как видите, его дело так и не закончили. И это несмотря на то, что Иван Грозный не задумываясь казнил коррупционеров, а Петр I и Екатерина II пытались ввести для них высокое жалование – чтобы отбить желание взымать его с народа. Советская эпоха, начавшаяся под лозунгами борьбы со взяточниками и бюрократами, в конечном итоге породила их еще больше. Проблема остается актуальной и сейчас, несмотря на все законы и усилия. Так что же мы делаем не так?

Чтобы вылечить болезнь, нужно понять ее причины. Главные причины коррупции, помимо свойств человеческой природы и особенностей менталитета, заключаются в несовершенности законодательства и контроля, отсутствии стандартов прозрачности, нестабильности политической и экономической системы. Причины коррупции в России значительной мерой коренятся в советских традициях, терпимости населения к этому явлению, и его неверию в эффективность правоохранительных органов.

Источники

Борьба с коррупцией в современной России не может быть действенной без понимания того, откуда возникает это социальное зло.

А источники мздоимства не лишены «многогранности». Во-первых, речь идет о государственных финансовых и товарных потоках. Они переплетаются абсолютно со всеми сферами общественной и государственной жизни. Вышеуказанные потоки контролируют чиновники различных рангов и уровней, и именно они используют их в угоду своим корыстным интересам.

Во-вторых, это денежные активы представителей бизнеса и простых граждан, которые имеют легальные потребности и интересы, но для их реализации госслужащие просто так ничего не делают, а за определенное вознаграждение они почему-то готовы.

Оба перечисленных источника стоят в плоскости регулирования отраслей права (банковское, административное, таможенное и прочее). Однако эффективная профилактика и решение проблемы мздоимства невозможны посредством включения нескольких статей в УК РФ или положений в законодательный акт об Основах госслужбы. Бесспорно, законы о борьбе с коррупцией России имеют качественную основу, но искоренить зло только при помощи их вряд ли удастся. Тем более что некоторые нормативно-правовые акты косвенно или прямо допускают использование технологий взяточничества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector