Коррупция и способы борьбы с ней

Больше выявлять

С января по июль 2021 года число коррупционных преступлений по сравнению с аналогичным периодом 2020-го возросло на 16,5%. Об этом сказано в отчете, размещенном на портале правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ. А размер ущерба, причиненного такими преступлениями, увеличился с 32,4 млрд рублей до 39,4 млрд, отметили на сайте ведомства. В целом же, по данным Генпрокуратуры, в этом году зафиксировано максимальное за восемь лет число выявленных преступлений коррупционной направленности — 24,5 тыс.

При этом пойманные на коррупции стали значительно чаще добровольно возмещать причиненный ущерб — деньгами или незаконно нажитым имуществом. В январе-июле прошлого года они вернули 3,5 млрд рублей, а в нынешнем году — 9,9 млрд рублей. Практически втрое (с 16,6 млрд рублей до 45 млрд рублей) увеличилась стоимость активов, на которые наложен арест, говорится в отчете.

В Генпрокуратуре подчеркнули, что около половины коррупционных преступлений приходится на взяточничество. Массив выявленных преступлений, связанных со ним, по сравнению с первыми семью месяцами 2020-го увеличился более чем на четверть (27,4%).

Дать и взять

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

По данным МВД, предоставленным «Известиям», за семь месяцев 2021 года в России зарегистрировали 2981 факт дачи взятки (ст. 291 УК РФ), 3485 фактов получения взятки (ст. 290 УК РФ) и 1398 фактов посредничества во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ).

В каждом третьем случае размер взятки не превышает 10 тыс. рублей, уточняется на портале правовой статистики Генпрокуратуры. Наибольшее число «мелких» взяток за семь месяцев 2021 года зарегистрировано в Пермском (240, рост в 3,3 раза) и Ставропольском (169, рост в 1,5 раза) краях, а также в Санкт-Петербурге (135, рост в пять раз).

За семь месяцев 2021 года больше всего эпизодов дачи взятки (любого размера) зафиксировано в Татарстане (195), Москве (157) и Московской области (146). Столица также оказалась среди антилидеров и по количеству фактов получения взяток (235). В топ рейтинга также попали Краснодарский край (196) и Санкт-Петербург (125).

За весь прошлый год правоохранительные органы выявили 3649 случаев дачи взятки и 4174 случая получения взятки, сообщается на правовом портале Генпрокуратуры.

Пример коррупции

@FT Alphaville

Международная неправительственная организация по борьбе с коррупцией Transparency International ежегодно измеряет уровень «индекс восприятия коррупции».

Исследования проводятся повсеместно. Граждане бывших советских республик, согласно исследованиям, по меньшей мере раз в жизни давали взятку должностному лицу, и вынуждены регулярно сдавать взносы «на благотворительность» в детских садах, школах.

Сфера коммунальных услуг, спорт, госзакупки, таможня, полиция – малая часть отраслей, где взяточничество открыто процветает.

Коррупция может проявляться на любом уровне власти. Показателен процесс над бывшим председателем отделения Пенсионного фонда России по Ингушетии. С 2010 г. по 2012 г. и его первый заместитель способствовали оформлению сертификатов на получение материнского капитала на сумму более 114 млн. руб. Его соучастниками были медицинские работники, выдававшие фиктивные справки о рождении детей.

Оценки уровня коррупции

Сегодня можно встретить разные оценки уровня коррупции в России и негативного влияния коррупции на экономическое развитие Российской Федерации. Так, согласно методике оценки уровня восприятия коррупции в государственном секторе, используемой международным антикоррупционным общественным движением Transparency International, в Индексе восприятия коррупции-2019 Россия среди 180 оцениваемых стран по итогам 2018 г. заняла 137 место, набрав 28 баллов из 100 возможных. Наибольшее количество баллов набрали Дания и Новая Зеландия (87 баллов), возглавив список стран с наименьшим уровнем коррупции, более двух третей из оцениваемых стран набрали менее 50 баллов. Примечательно, что согласно оценкам Transparency International среди исследуемых стран мира не было выявлено ни одной страны, где коррупция отсутствует, что подтверждает тезис о невозможности полностью искоренить коррупцию, но при этом можно успешно ей противодействовать.

Рейтинг стран по индексу восприятия коррупции. Лидеры и антилидеры рейтинга

В ежегодных отчетах представителей российских силовых ведомств, федеральных органов государственной власти, аудиторских отчетах Счетной палаты РФ содержатся оценки преступлений коррупционной направленности, а также ущерба от коррупции для экономики России. Согласно данным отчета МВД России «Состояние преступности России за январь-декабрь 2019 года» за отчетный год было выявлено 104,9 тыс. преступлений экономической направленности (на 4,1% меньше по сравнению с 2018 г.), в общем количестве зарегистрированных преступлений их удельный вес составил 5,2%. Материальный ущерб по таким преступлениям (по оконченным и приостановленным делам) составил 447,2 млрд. руб. Кроме того, было выявлено 30,9 тыс. преступлений коррупционной направленности (на 1,6% больше по сравнению с 2018 г.), из них раскрыто 28,17 тыс. преступлений. В общем объеме преступлений коррупционной направленности 44,7% преступлений было связано со взяточничеством.

Согласно отчетным материалам МВД России за 8 месяцев 2019 г. ущерб по оконченным делам коррупционной направленности составил 102 млрд. руб. Что касается объема бюджетных нарушений со средствами федерального бюджета за 2019 г., то по оценкам руководителя Счетной палаты РФ А. Кудрина за 2019 год было выявлено нарушений на сумму около 804 млрд. руб. (в 2017 г. – 547,2 млрд. руб., в 2018 г. – 426,1 млрд. руб.), из которых треть преступлений являются уголовными преступлениями. Оценивая масштабы коррупции в России, Алексей Кудрин отметил, что ущерб от коррупции для экономики России можно измерять триллионами рублей (объем ВВП в 2019 г. составил 109,3 трлн. руб), в том числе по уголовным преступлениям с бюджетными средствами ущерб составляет 2-3 млрд. рублей в год.

Говоря об использовании в экономике конфискованных денежных средств, полученных в результате коррупционных правонарушений, следует отметить, что с 1 января 2019 года такие доходы зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и используются для выплат пенсий и решения задач, которые стоят перед Пенсионным фондом в свете последних изменений пенсионного законодательства.

Чем опасна коррупция

На самом деле коррупция – явление далеко не безобидное и несет в себе кучу негативных последствий и проблем:

  • неадекватное распределение и использование государственного бюджета и ресурсов или же нерациональное управление доходами и расходами компании;
  • недополучение налогов (прибыли);
  • снижение эффективности функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • ухудшение условий функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение инвестиционной привлекательности экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение качества предоставляемых услуг (речь идёт как об общественном сервисе, так и об услугах, предоставляемых коммерческим сектором);
  • нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что приводит к увеличению долгового бремени государства; нецелевое использование кредитных средств, что нередко приводит к банкротству предприятий;
  • увеличение социального неравенства;
  • рост организованной преступности;
  • рост социального недовольства и т.д.

Проблема и последствия коррупции.

Обслуживание. В первую очередь, хочется отметить, что в странах, где процветает коррупция нет надлежащего обслуживания. За качественное и своевременное обслуживание приходится доплачивать отдельно. Данный аспект касается практически всех сфер жизнедеятельности: от приема у врача, до получения лицензии в лицензирующем органе.

Отсутствие надлежащего правосудия. Коррупция в судебной системе приводит к вынесению несправедливых решений. В такой системе, прав окажется тот, кото больше денег занесет судье. Из-за коррупции в полицейской системе процесс расследования продолжается десятилетиями. Это позволяет преступникам свободно перемещаться и даже совершать больше преступлений.

Безработица. В следствии коррупционной деятельности в системе образования, государство производит все меньше квалифицированных кадров. Это в свою очередь создает потребность в профессионалах, которых просто нет в наличии.

Плохое здоровье и гигиена: в странах с большей коррупцией можно заметить больше проблем со здоровьем среди людей.

Загрязнение окружающей среды. В основном это происходит из-за деятельности, различных предприятий, которые за взятку получают возможность не использовать системы очистки, да и вообще ведут свою работу как им угодно.

Несчастные случаи. Плохие дороги, ветхие коммуникации, пренебрежение мерами безопасности – все это результат коррупционных действий чиновников. Сюда в качестве примера, можно привести и получение водительских прав за взятку. Что в свою очередь повышает аварийность на дорогах.

Коррупция после распада СССР

В 90-е годы, когда власть в стране вновь поменялась, взяточничество продолжало парализовать многие институты человеческого бытия. При этом оно трансформировалось в некую форму полуоткрытого грабежа и откровенного рэкета.

Этому способствовали следующие негативные факторы: несовершенная законодательная база, ослабление функций государственных институтов, «удешевление» норм морали в обществе. Лихие девяностые породили бандитизм и произвол, который начал творится в системе государственного управления. Просто ужасающей в одночасье стала коррупция в России. Борьба власти на тот момент с мздоимством была явно бесперспективной. Постепенно на передний план вышел класс олигархов, который и принимал впоследствии важнейшие политические решения в стране, понятно, исключительно в своих интересах. Естественно, история борьбы с коррупцией в России в 90-е годы не закончилась.

Ответственность на практике

За 2016 год суды Российской Федерации вынесли обвинительные приговоры в отношении 13 тысяч граждан, привлеченных к ответственности за коррупцию.

Выплачено добровольно около 2,5 миллиарда рублей в счет погашения ущерба, причиненного противоправными коррупционными действиями. Еще на 33 миллиарда взысканий приняты меры по его обеспечению.

Изменения в законодательстве создали новый превентивный механизм антикоррупционной борьбы. Появилось новое ограничение для уволившихся чиновников: они не смогут устроиться на работу в организацию, деятельность которой контролировали во время государственной службы. Если чиновник желает трудоустроиться в такую компанию, он должен получить соответствующее разрешение, так как возможна коррупционная подоплека подобного выбора. Для исключения злоупотребления властными полномочиями и была внесена поправка в закон.

Мерой профилактики антикоррупционной борьбы является и увольнение «проштрафившегося» чиновника. За прошлый год инициация увольнения по утрате доверия увеличилась втрое. Всего за минувший год около четырехсот госслужащих лишились работы с подобной формулировкой.

Для предотвращения коррупции одной ответственности чиновника мало. Предупредить противоправные действия помогает статья 19.28 административного кодекса. Она предусматривает ответственность предприятия. Кроме уголовной ответственности сотрудника фирмы на юридическое лицо налагается крупный штраф.

Подобные меры помогли пополнить бюджет на шестьсот пятьдесят миллионов рублей штрафов за коррупцию, наложенных на четыреста двадцать предприятий.

Причины и истоки коррупции

Коррупция так же стара, как и само общество. Со времен появления социального неравенства власть имущие не упускали возможности злоупотребить своим положением. Такая проблема среди бюрократов упоминается даже в источниках Древнего Египта и Месопотамии. Борьбу с нечестными чиновниками в России начал еще Иван ІІІ, но, как видите, его дело так и не закончили. И это несмотря на то, что Иван Грозный не задумываясь казнил коррупционеров, а Петр I и Екатерина II пытались ввести для них высокое жалование – чтобы отбить желание взымать его с народа. Советская эпоха, начавшаяся под лозунгами борьбы со взяточниками и бюрократами, в конечном итоге породила их еще больше. Проблема остается актуальной и сейчас, несмотря на все законы и усилия. Так что же мы делаем не так?

Чтобы вылечить болезнь, нужно понять ее причины. Главные причины коррупции, помимо свойств человеческой природы и особенностей менталитета, заключаются в несовершенности законодательства и контроля, отсутствии стандартов прозрачности, нестабильности политической и экономической системы. Причины коррупции в России значительной мерой коренятся в советских традициях, терпимости населения к этому явлению, и его неверию в эффективность правоохранительных органов.

Причины коррупции в России

  • Стремительный переход к рыночным отношениям на фоне глобальных процессов в мире;
  • Смена или изменение государственного устройства;
  • Низкая эффективность управления (несовершенство административной реформы);
  • Проблемы законодательства и его отставание от развития социально-экономических отношений;
  • Состояние общественной морали, популяризация новых нравственных ценностей, культ личного преуспевания и обогащения;
  • Правовая неграмотность населения страны;
  • Неэффективность функционирования большинства институтов власти;
  • Кадровая техническая и оперативная неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе коррумпированным структурам всех уровней власти;
  • Низкое материальное обеспечение и отсутствие гарантированного социального пакета.

На сегодняшний день основной упор по-прежнему делается на борьбу с последствиями коррупции. При этом ее причины остаются практически без внимания.

Определение коррупции

В основном, под коррупцией понимают использование служебного положения с целью получения личной выгоды. Как правило, данное понятие отождествляют с понятием «взяточничество». Но что значение слова «коррупция» этим не ограничивается. Слово corruptio в переводе с латыни означает «разложение, порча». Коррупция имеет множество проявлений: продажность; незаконное присвоение товаров, услуг и активов (в том числе и денежных средств); непотизм и т.д. Более того, коррупция существует не только в системе государственной службы, но и в частном бизнесе тоже.

Ключевой особенностью данного феномена является именно конфликт интересов должностного лица и его работодателя, то есть предприятия, социума, государства и т.д. Основным фактором, определяющим существование коррупции, является именно возможность получить какую-либо выгоду (не обязательно материальную), а ключевым сдерживающим фактором выступает возможность понести наказание за содеянное. Другими факторами, которые определяют возможность существования коррупции, являются правовой скепсис, правовая неграмотность граждан и низкий уровень гражданского самосознания.

Коррупция – социальное явление, а это подразумевает вовлеченность двух сторон в данный процесс. Одна сторона предоставляет второй какую-либо выгоду в обмен на удовлетворение своих интересов, а также возможность злоупотребить служебным положением второй стороны. А вторая сторона, в свою очередь, выступает получателем этой выгоды и выполняет требования первой стороны. Это может включать себя выполнение/ невыполнение своих служебных обязанностей, предоставление какой-либо информации и т.д.

Будет ли данный закон работать?

Обсуждение проекта Минюста в принципе на сегодня невозможно, поскольку он не наполнен каким-либо содержанием, а об идее разработки механизмов освобождения от ответственности стало известно еще в июне 2018 г., когда был обнародован президентский национальный план противодействия коррупции.

Следует заметить, что содержание проекта закона должно быть заполнено таким образом, чтобы исключить двоякое толкование нормативных предписаний, а перечень примеров допустимого (позволительного) поведения, и самих обстоятельств непреодолимой силы, был максимально подробно описан и был исключительным, не допускающим расширенного трактования.

В таком случае, этические комиссии по рассмотрению нарушений в сфере антикоррупционного законодательства смогут в условиях открытости принимать объективные и справедливые решения, освобождающие действительно добросовестных чиновников от какой-либо ответственности, но в то же время выявляющие лиц, которые могли бы использовать форс-мажор в корыстных интересах.

Нянькин Алексей Александрович. Адвокат, член Ассоциации юристов России, общественный деятель, преподаватель

Автор статьи: Алексей Нянькин, адвокат, старший партнер Адвокатского бюро «Нянькин и партнеры».

Кто такой коррупционер

Коррупция в современной России продолжает оставаться первоочередным вопросом, ведь подобное явление подрывает авторитет всего государства. Оно разрушает экономику и нивелирует правовую защиту граждан.

Если рассматривать коррупцию с точки зрения социальной науки, она ведет к постепенному разрушению государственных структур через их подкуп. Главной целью государственного служащего, принимающего взятку, становится лоббирование исключительно своих предприятий.

Законодательство толкует понятие коррупционера как лица, наделенного властными полномочиями, которое за личную выгоду (материальные блага или оказанные услуги), используя свои привилегии, совершает (или, наоборот, не совершает) действия в пользу лица, давшего взятку. В первую очередь тема коррупции касается лиц, находящихся на государственной службе.

Собирательный портрет коррупционера

Социальный портрет российского коррупционера был составлен сотрудниками академии Генеральной прокуратуры. Обобщив данные социального исследования, проведенного среди трехсот лиц, привлеченных к ответственности за коррупцию, специалисты рисуют коррупционера как мужчину от тридцати до пятидесяти лет, занимающего ответственную должность на протяжении длительного времени.

Касательно отношения преступника к содеянному результаты исследований таковы:

  • более половины надеялись остаться безнаказанными;
  • тридцать процентов были уверены в собственной невиновности;
  • десять процентов предполагали, что их поймают, но ответственности не боялись;
  • почти все оправдывают свои действия тем, что «все чиновники берут взятки», а государственные меры противодействия коррупции малоэффективны.

«Застойные» времена

Коррупция не обошла стороной и брежневскую эпоху. Ее подпитывал сам стиль управления Леонида Ильича. Он часто расставлял своих людей на высоких должностях, смотрел сквозь пальцы на поведение своих родственников и просил своих коллег проявлять мягкость по отношению к ним. Через некоторое время обиход советского человека пополнился словом «блат», которое наделяло его обладателя некими преимуществами перед остальными. Если человек имел нужные связи, то он всегда мог достать дефицитный товар или имел доступ к другим благам. Вместе с тем борьба с коррупцией в России сорок лет назад осуществлялась весьма оригинальным способом: факты мздоимства детальным образом освещались в юмористических программах и фельетонах. Даже громкие скандалы (хлопковое дело, рыбное дело) не попадали на страницы советской прессы.

Зарубежный опыт и взаимодействие со СМИ

Нельзя отрицать тот факт, что в последнее время российские СМИ стараются тщательно замалчивать сведения о некоторых экономических махинациях тех или иных должностных лиц. Такие дела освещаются крайне неохотно. Стоит ли говорить и о возможных коррупционных действиях многих других лиц, до сих пор занимающих высокопоставленные должности?

Как должны работать СМИ? Во-первых, информация должна подаваться в независимой форме, в полном соответствии со всеми достоверными данными. Речь должна идти и о таком явлении, как предупреждение коррупции: все-таки борьба должны быть направлена на источник, а не на результат

Во-вторых, СМИ должны обращать внимание на зарубежный опыт. Следует учитывать политику тех стран, что на данный момент, согласно составленным рейтингам, являются наименее коррумпированными государствами Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Исландия и т

д. В этих странах и вовсе отсутствует такое явление, как коррупция в правоохранительных органах. Статистика показывает, что подобного результата представленные страны смогли добиться не путем репрессий и жестоких наказаний, а путем разрушения самих факторов, способствующих коррупции. Что это за факторы? Это бедность среди населения, плохое качество услуг, отсутствие социальных лифтов и т. д. Эффективность представленного метода легко подтверждается сравнением заработных плат в России и, например, в Дании. Средний доход полицейского в Дании составляет порядка 5 тыс. евро, в России же — максимум 500 евро. Здесь стоит отметить один простой факт: тот же рейтинг коррумпированных стран наглядно иллюстрирует, что чем ниже уровень благосостояния граждан в государстве, тем больше происходит экономических преступлений.

Таким образом, власти Российской Федерации в борьбе с коррупцией должны обращать внимание в первую очередь на зарубежный опыт успешных стран. Роль СМИ здесь также очень важна

Граждане России должны наблюдать за тем, как основные формы коррупции в деятельности правоохранительных органов побеждаются путем качественной и эффективной политики государства. Народ должен знать причину коррупции, то, из-за чего это явление в принципе существует и приобретает все больший объем.

Разновидности коррупционных деяний

Все виды коррупционных правонарушений можно условно разделить на:

  • низовые (небольшие);
  • элитарные (отличающиеся крупным размером).

Простейшим примером бытовой коррупции является выплата «штрафа» на руки сотрудникам ГИБДД, «благодарность» учителю или медицинскому работнику, «поощрение» помощника нотариуса для скорейшего оформления бумаг.

Часто граждане даже не задумываются, что своими действиями поощряют коррупцию и поддерживают коррупционеров. Конечно, большинство правонарушений перепадает именно на мелкий сектор. Однако коррупционные риски власти «на верхах» намного выше. Социальный статус, авторитет и полномочия дают таким чиновникам особые привилегии. Подобные правонарушения обычно носят завуалированный характер, они четко спланированы, и расследовать их под силу не каждому оперативнику. А ущерб коррупционных деяний чиновников из «высших эшелонов власти» исчисляется миллионами и миллиардами рублей.

Антикоррупционные мероприятия

Мероприятия по противодействию коррупции санкционируются государством и включают в себя комплекс мер. Отстранением отдельных чиновников, попавшихся на взятке, эту проблему не решить.

Существует несколько подходов антикоррупционной политики:

1. Усиление наказания за коррупцию.

2. Повышение заработной платы государственным служащим.

3. Создание конкурентных отношений.

Реализация антикоррупционной борьбы осуществляется внешними и внутренними методами. Внутренняя защита предполагает четкое разграничение полномочий органов власти и контроль над исполнителями со стороны руководителей властных структур.

Внешний метод предполагает возможность обжалования решения представителя исполнительной власти в судебном порядке, а также свободу слова для СМИ.

Результаты работы по борьбе с коррупцией

Оценивая эффективность работы по борьбе с коррупцией в России можно констатировать, что в последние годы российскому правительству удалось имплементировать многие передовые практики из международного опыта превентивных мер борьбы с коррупцией, среди которых ограничение стоимости подарков, получаемых государственными служащими (опыт США, Великобритании, Сингапура), повышение уровня заработной платы и вознаграждений госслужащих и работников государственного сектора (Швеция, Сингапур), выстраивание адекватной системы внутреннего и внешнего контроля за деятельностью должностных лиц в органах государственной власти (Финляндия), контроль за крупными расходами и имуществом госслужащих и работников государственного сектора (Дания).

Помимо международного опыта, полезно учитывать и накопленный в советский период положительный опыт борьбы с коррупцией, показывающий, что действенное наказание за коррупцию является важным компонентом любых эффективных усилий в борьбе с ней. Можно отметить снижение коррупционной составляющей в результате ужесточения в период правления Н.С. Хрущева санкции за совершение коррупционных деяний. Согласно принятому в 1960 году Уголовному кодексу наказание за взяточничество было установлено до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Получение взятки должностным лицом, занимающим ответственное положение, и получение взятки в особо крупном размере каралось исключительной мерой наказания в виде смертной казни (подобные нормы сегодня применяются в антикоррупционной работе правительства КНР, при этом смертную казнь могут отсрочить, а пожизненное заключение заменить на длительный, но ограниченный срок).

Период правления Ю.В. Андропова был отмечен не только контролем всех аспектов трудовой деятельности советского гражданина и недопущением неэффективной траты рабочего времени (что, кстати, обеспечило прирост национального дохода на 3,1% и рост промышленного производства на 4%), но и расследованием многочисленных коррупционных дел в высших эшелонах власти, реализуя принцип «не быть выше закона». Формирование и укрепление культуры добросовестности должностных лиц в органах государственной власти и работников государственного сектора сегодня указывается как один из наиболее важных способов победить коррупцию в антикоррупционных документах ООН, Всемирного банка, МВФ, ОЭСР и публикациях ведущих экспертов в области антикоррупционной политики.

Масштабы зла в советскую эпоху

Немногие знают, что с приходом к власти большевиков коррупция в системе государственного управления никуда не исчезла. В качестве примера можно привести туманную историю с закупкой паровозов за границей. Большевики на 200 млн золотых рублей планировали приобрести порядка 1000 локомотивов. Продавцом числился один из шведских заводов, который, справедливости ради, в год выпускал не более 40 паровозов в год. Причем коммунисты знали, что на железнодорожных полотнах родной страны из-за нехватки топлива простаивают порядка 1000 рабочих локомотивов. В итоге для государственных нужд были экспроприированы церковные ценности, которые израсходовались отнюдь не на продовольствие, а на закупку ж/д составов. Несмотря на то что взяточничество в первые десятилетия СССР было явлением нередким, оно приравнивалось к контрреволюционной деятельности и виновные в нем приговаривались к расстрелу. Процветало мздоимство и в правоохранительной системе.

Чекисты получали за свою работу невысокую зарплату, и нередко за определенную мзду шли на должностные преступления.

Конфликт интересов: истинные причины коррупции

Выявление конфликта интересов является одной из ключевых антикоррупционных технологий, применяемых в целях противодействия коррупции как в системе государственного и муниципального управления, так и в сфере деятельности любых организаций.

Конфликт интересов диагностируется посредством выявления личной заинтересованности (прямой или косвенной) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), как это закреплено в ст. 10 ФЗ-273.

Также необходимо отметить несколько основополагающих принципов:

  • Выявление конфликта интересов как антикоррупционная технология может и должно применяться не только в рамках государственной и муниципальной службы;
  • Круг заинтересованных лиц включает помимо лица, определенного ст. 10 ФЗ-273, лиц, состоящих с ним в близком родстве, граждан и организаций, с которыми это лицо связано имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями;
  • Для определения конфликта интересов используется не только юридическая аффилированность, но фактическая — скрытая аффилированность.

Выявление коррупции

К сожалению, не существует единого мнения относительно наиболее эффективных способов выявления коррупции. Оно происходит по определенным каналам информации:

  1. В связи с выявлением признаков преступления коммерческого подкупа и взяточничества:
  • Из обращения гражданина, с которого требуют взятку, на горячую линию комплаенс или в правоохранительный орган (о посреднике или вымогателе взятки);
  • Должностное лицо уведомляет представителя нанимателя и правоохранительные органы об обращении к нему взяткодателя, посредника;
  • Информация получена инициативно проверяющими в ходе проверки по другим обстоятельствам;
  • Информация, указывающая на факты совершаемого или совершенного коммерческого подкупа или взяточничества, получена анонимно (по телефону доверия, почте, через сайт в интернете и т.п.) или через СМИ, из обращений и жалоб граждан и организаций, например, по результатам закупочных процедур.

В связи с выявлением иных преступлений (например, злоупотребление полномочиями, хищение, отмывание денег и др.) формируется в рамках служебного или иного расследования (например, форензик):

  • О профессиональных преступлениях в какой-либо сфере деятельности (государственные и муниципальные закупки, налоги, строительство, здравоохранение, образование, банкротство и т.п.);
  • Крупных хищениях и отмывании денег, незаконного транзита и обналичивания денег, которые, как правило, не могут быть реализованы без коррупционной составляющей;
  • Организованной преступной деятельности, которая тесно связана с коррупцией.

Основным источником информации о совершении коррупционных преступлений в негосударственном секторе экономики являются сообщения от негласных сотрудников (98,7% опрошенных респондентов–оперативных сотрудников).

Похожие термины:

  • это лицо, занимающее, распределяющее или сохраняющее должность в органах государственной власти и/или местного самоуправления с использованием коррупционного поведения в формах подкупа, корруп

  • это любая норма законопроекта или действующего правового акта, в которой обнаруживается коррупциогенный фактор, то есть она может быть использована для извлечения имущественной или иной личной

  • это заработная плата представителей власти, государственных, муниципальных служащих, лиц, выполняющих управленческие функции в хозяйствующих субъектах, которая не позволяет указанным лицам обе

  • имеющая определенные границы область социальной действительности, в которой действует коррупциогенный фактор (факторы). Такой сферой могут быть, например, отдельные государственные или муниципа

  • это заявление (обращение) физического или юридического в компетентный на то орган, в котором содержится указание на нарушение его прав принятием нормативного правового акта и требование восстано

  • способность какого-либо фактического обстоятельства (состояния, события, поведения человека или группы лиц) выступать причиной или условием коррупционных правонарушений. Такими обстоятельствам

  • объединение людей, которые, действуя согласованно, злоупотребляют доверенной властью ради личной выгоды. Коррупционные сети возникают там, где есть возможность управления значительными материа

  • это процесс установления значимости или социально вредных последствий коррупциогенного фактора в нормативном правовом акте или его проекте, основанный на специальных знаниях и профессионально

  • это когда в нормативном правовом акте или его проекте заложены привилегии за одним из группы равноправных субъектов в ущерб другим, что так же может свидетельствовать о коррупционном интересе пр

  • это признание наличия в нормативном правовом акте или его проекте коррупциогенных факторов, не ограниченное какими либо условиями.  

  • это свойство экспертного заключения определяемое полнотой и объективностью всестороннего исследования нормативного правового акта или его проекта, применением научных знаний и научно обоснова

  • непринятие нормативного правового акта как проявление коррупциогенности

    это когда очевидна необходимость принятия нормативного правового акта для регулирования однородных общественных отношений для нейтрализации произвольного административного усмотрения.  

  • это положения нормативного правового акта или его проекта, которые при определенных условиях могут свидетельствовать об уже совершенных актах коррупции (коррупционные индикаторы) и (или) способс

  • это когда аккредитация осуществляется в отношении субъектов, добровольно изъявивших желание получить оценку своей компетентности, подавших в установленном порядке письменную заявку об этом в а

  • это официальный письменный документ, выдаваемый уполномоченным на то органом государственной власти, органом местного самоуправления или общественной организацией физическим и/или юридическим

  • совокупность требований, которым должен удовлетворять субъект аккредитации (физическое или юридическое лицо) для того, чтобы быть признанным компетентным выполнять конкретные работы по оценке н

  • это те основные положения, которые определяют общие направления аккредитации независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупци

  • система, располагающая собственными силами, средствами, правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации физических и юридических лиц, уполномоченных на проведение экспертизы на

  • это процедура, осуществляемая общественной организацией в отношении физических и юридических лиц, подтверждающая их компетентность на производство антикоррупционной экспертизы нормативных пр

  • это разработчиками проекта нормативного правового акта требований юридической техники, связанные с механизмами принятия нормативного правового акта, которые могут быть обусловлены коррупционн

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector